Региональная общественная приемная председателя Партии «Единая россия» Д.А. Медведева в Ульяновской области
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Законопроектом вносятся изменения, касающиеся механизма оказания государственных услуг в области содействия занятости в электронной форме, обеспечения единой технологии работы органов службы занятости, единых параметров качества предоставления государственных услуг в области занятости, а также ряд изменений, регламентирующих порядок взаимодействия органов службы занятости и граждан. В частности, предусматривается следующее:
1) Изменения, необходимые для развития механизма оказания государственных услуг в области содействия занятости в электронной форме на основе единой цифровой платформы:
- переименование ИАС «Общероссийская база вакансий «Работа в России» в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее – единая цифровая платформа) и закрепление функционала единой цифровой платформы, связанного с обеспечением предоставления государственных услуг и выполнения функций в области содействия занятости населения в электронной форме. Единая цифровая платформа будет осуществлять решение следующих задач:
содействие занятости населения, в том числе посредством размещения информации о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу;
обеспечение процесса предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе оказания таких услуг в электронном виде;
создание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой, а также с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, прохождением практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, авторским договорам, заключенным с физическими лицами;
формирование аналитической информации о трудоустройстве граждан в Российской Федерации;
Порядок функционирования единой цифровой платформы будет устанавливаться Правительством РФ.
- использование наравне с очным приемом дистанционной (в т.ч. проактивной) формы оказания государственных услуг с использованием государственных информационных систем (единая цифровая платформа, ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», СМЭВ). Граждане и работодатели в целях получения указанных услуг подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг. Граждане и работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения. Органами службы занятости оказывается индивидуальная помощь инвалидам I и II группы, в том числе по месту их жительства в подаче заявления и иных сведений в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения, а также по всем иным вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения. Случаи, когда личное присутствие (явка) гражданина является обязательным, устанавливаются законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- срок, в течение которого принимается решение о признании гражданина безработным будет исчисляться со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан (действует - со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации);
- регулирование особенностей взаимодействия работодателей, граждан и органов службы занятости в электронной форме;
2) В целях создания эффективных механизмов обеспечения единой технологии работы органов службы занятости, единых параметров качества предоставления государственных услуг в области занятости на всей территории страны, предлагаются следующие дополнения:
- замена федеральных государственных стандартов стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения (будут утверждаться уполномоченным Правительством РФ ФОИВом). Общие требования к содержанию указанных стандартов, правила их формирования, а также порядок осуществления мониторинга их исполнения будут утверждаться Правительством РФ;
- органы службы занятости вправе организовать предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг и мер поддержки по принципу «одного окна» в целях содействия гражданам и работодателям в комплексном решении ситуации, связанной с занятостью;
3) Изменения, упорядочивающие отношения центров занятости населения с заявителями, в рамках которых предусматривается:
- уточнение условий социальных выплат в части конкретизации периода выплаты пособия по безработице и стипендий для отдельных категорий безработных граждан;
- содействие предпринимательской инициативе безработных граждан может включать в себя в т.ч. оказание финансовой помощи при постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
- приравнивание пассивных форм отказа от поиска работы к активным формам отказа, как следствие, исключение как вида штрафных санкций «снижение размера пособия на 25%».
- нормы об ответственности для граждан в случае получения обманным путем пособия по безработице (стипендии).
Также предусматривается:
-меры поддержки безработных в случае направления их на обучение. В частности, в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости за безработными гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице. В указанный период оказание государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы безработным гражданам приостанавливается;
- порядок регистрации безработных граждан и порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы должны содержать в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
- безработными не могут быть признаны граждане:
не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием единой цифровой платформы информацию о выборе двух вариантов подходящей работы или профессионального обучения;
не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием единой цифровой платформы информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы или не представившие в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости;
- уточняется также, что
срок в течение, которого граждане обязаны являться для регистрации их в качестве безработных будет устанавливаться органами службы занятости (в настоящее время предусмотрен законом - в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы). Указанный срок не будет распространяться на инвалидов I и II группы, с которыми осуществляется взаимодействие в связи с подачей заявления и иных сведений в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения;
безработными признаются осужденные к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание назначено условно;
- уточняются правила предоставления пособия по безработице. В частности, порядок исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы) будет устанавливаться Правительством РФ;
- уточняются правила прекращения или приостановления предоставления пособия по безработице. В частности, исключается прекращение выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в отношении:
гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости (за исключением случаев неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины, самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.);
осужденного к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;
- нарушение требований Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФЗ вступает в силу 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.